Техно
Пятница, 24.11.2017, 10:24
Приветствую Вас Гость | RSS
О гипнозе
О гипнозе - Психология человека - Психология - Каталог статей - Техно - интересное в науке и техникеГлавная Каталог статейРегистрацияО гипнозе - Психология человека - статьи о науке, психологии, техники и технологияхВходО гипнозе
Меню сайта

Категории каталога
Психология человека [29]
Психология взаимоотношений [5]
Новости
Наш опрос
Используете ли вы энергосберегающие технологии в повседневной жизни?
Всего ответов: 250
Главная » Статьи » Психология » Психология человека [ Добавить статью ]

О гипнозе



Обострение чувств и памяти при гипнозе

Внушениями в гипнотическом состоянии можно и обострять чувства. Так, чувство обоняния может сделаться настолько острым, что субъект на расстоянии многих шагов будет обнаруживать и определять такие запахи, какие не мог бы почувствовать в обыкновенном состоянии и на очень близком расстоянии. Многие люди по носовому платку или другим предметам без затруднений находят их владельца. Чувство зрения может быть так изощрено внушениями, что гипнотик будет читать такую мелкую печать на далеком расстоянии, какую не прочел бы без лупы и на близком расстоянии. Чувство слуха под влиянием внушений так усиливается, что часто глухие, вернее слабослышащие, если у них не повреждена окончательно барабанная перепонка, начинают яснее слышать тиканье часов на расстоянии нескольких шагов. Опять-таки, это говорит в пользу применения гипнотизма при лечении слабости зрения, слуха и т. п.

Конечно, успешность опытов зависит от способности и опытности гипнотизирующего. Чем более вы будете практиковаться, тем быстрее и лучше будете достигать успехов.

У многих гипнотиков под влиянием внушения возрастает и физическая сила, иногда до невероятной степени: они бывают способны поднимать такие тяжести, каких в обыкновенном состоянии и не сдвинули бы с места. Но такое сильное мускульное напряжение не может быть безвредным, поэтому подобные опыты производить никому без крайней надобности нельзя.

Научные опыты только тогда действительно научны, когда клонятся к благу людей всех и каждого в отдельности.

В гипнотическом состоянии особенно обостряется память, более как подсознательная, чем сознательная способность. Под воздействием гипноза часто можно вызвать в памяти у гипнотика самые отдаленные события из его прошлой жизни, которые совершенно изгладились из его памяти в бодрствующем состоянии; можно внушить ему что-либо сохранить в памяти на долгое время. Из этого следует, что при посредстве гипнотических внушений можно развивать и укреплять память, предварительно взвесив, конечно, что превышает — польза или вред подобных опытов.

Множественность «Я»: расщепление личности

Вы слышали когда-нибудь о расщеплении личности? Наверняка да. Скорее всего, источником информации были фильмы... Он страдает от расщепления личности и не отдает себе отчета в поступках второй личности, творит все, что ему захочется...

Но все это вроде бы касается людей с психическими отклонениями, какое отношение это имеет к нам? Мы-то сейчас говорим о нормальных людях, о нас с вами!

Знаете ли вы, что в каждом из нас живут множество личностей? Иначе с кем бы мы могли ежедневно вести внутренний диалог?! Вспомните какую-нибудь сложную ситуацию. Наверняка вы советовались сами с собой в первую очередь! Одна часть вас говорила, что нужно поступить так, а вторая, как всегда, выступала в роли критика. Всегда сначала мы склонны советоваться сами с собой, а уже потом выносить наши мысли на суд близких нам людей и общественности.

Если вы пытались приобрести или, наоборот, избавиться от какой-то привычки, то, вероятно, вели сами с собой диалоги. Желая, к примеру, похудеть, говорили себе: «Все, с завтрашнего дня я буду меньше есть, чтобы стать стройной!» А вечером вы, поглощая пончик, уже думаете: «Это последний, а с завтрашнего дня точно сажусь на диету!» При этом первый ваш внутренний голос говорит: «Ну вот, опять не сдержалась, сколько можно, ты тряпка!» И так постоянно!

Так сколько же нас внутри нас? На самом деле мы похожи на интеллектуальную матрешку, этакий интеллект в интеллекте.

Изучить полностью эту тему, наверное, невозможно, но что известно точно, так это то, что в нас присутствуют сознание и подсознание. Чем же занимается в таком случае сознание?

Сознание — это наши стереотипы, привычки, опыт. Сознание обладает логикой. Благодаря сознанию мы можем строить сложные логические связи, рассуждать и выдвигать гипотезы. Сознание — это та часть нашего Я, которая принимает решения.

А что же тогда подсознание? Подсознание — это эмоциональная составляющая нашего Я. Подсознание управляет работой всех систем организма. Вы ведь не думаете, прежде чем поднять руку, что «сейчас я пошлю импульс в кору головного мозга, и там возникнет возбуждение в области, ответственной за движение руки...» Все эти процессы происходят на подсознательном уровне.

Подсознание имеет доступ ко всем уголкам нашей памяти. Деятельность подсознания по большому счету продиктована инстинктом самосохранения! И если подсознание посылает какой-то сигнал, то сознание его улавливает и начинает толковать эти сигналы так, как нужно подсознанию. Подсознание и сознание всегда действуют согласованно. Подсознание дает сознанию сигнал в соответствии с заложенной в него программой выживания, и вы осознанно действуете. В экстренных случаях подсознание может вообще выключать работу сознания, и тогда человек исключительно подсознательно выполняет те действия, которые должны сохранить ему жизнь, — иногда это происходит буквально на грани человеческих возможностей. Известны случаи, когда человек смог перескочить через высоченный забор, убегая от бандитов. Но потом он не сможет даже полностью восстановить в памяти все события секунду за секундой и уж тем более повторить трюк с забором. А все потому, что в той ситуации включилась подсознательная программа самосохранения, которая и выключила временно работу сознания.

Так кто же управляет человеком? Конечно, подсознание. Почему так тяжело отмежеваться, отказаться от своих привычек и желаний? Потому, что всем этим управляет подсознание. А уже сознание предлагает нам всему этому логическое оправдание: «Я сегодня съела пончик, потому что сильно устала и много нервничала, а вот завтра сяду на диету». Хорошее оправдание...

Итак, нами управляет подсознание. Значит, для того чтобы научиться управлять собой, нужно в первую очередь научиться управлять своим подсознанием. Когда вы стремитесь изменить какие-то свои привычки, ваше сознание пытается идти вразрез с желаниями подсознания. А это всегда некомфортно и очень тяжело. И это полностью объясняет, почему так трудно менять привычки.

Если вас что-то эмоционально задело, вы начинаете жить под действием эмоций. Вот и получается, что, если кто-то хочет вызвать в вас определенное поведение, достаточно всего лишь вызвать в вас соответствующую эмоцию. И тогда вы как марионетка будете делать то, что велит вам ваше подсознание. В политике так часто бывает: есть тот, кто на виду, много говорит, кричит, декламирует, но на самом деле всегда есть тот, кто этим оратором управляет, но этот управленец обычно остается в тени.

Подсознание мудро управляет всеми системами организма, работой сосудов, мозга, всеми соматическими процессами, мышцами. Но оно также управляет сознанием через наши эмоции, и все это только с целью самосохранения!

Вот почему так важно учиться владеть собой, своими эмоциями и вовремя правильными мыслями и логикой отсекать от себя тех людей, которые пытаются воздействовать на ваше подсознание, манипулировать вами.

Давайте рассмотрим пример цепочки: ситуация — эмоция — логика — действие.

Вы ждете мужа с работы. Наступило привычное время возвращения супруга домой, но его нет. Телефон не отвечает. В вас возникает эмоция беспокойства и тревоги. Ваше сознание начинает строить логические умозаключения, которые будут полностью оправдывать вашу эмоцию. Вы начинаете предполагать, где он мог бы задержаться, что могло случиться. За несколько минут вы успели подумать о больницах, несчастном случае, любовнице, расставании и разлуке. Эти эмоции и мысли запускают в работу ваши мышцы и влияют на всю психосоматику. Вы не можете расслабиться, у вас пропадает сон, вы не можете сидеть спокойно, а ваше подсознание все время подталкивает вас к действию: звонить, бежать, искать!.. Но если посмотреть на эту ситуацию без эмоций, спокойно, что называется трезво, то легко обнаружить, что поводов для таких страшных мыслей и предположений нет. И уже через несколько минут вы увидите своего мужа живым и здоровым!

Именно по такой схеме и действуют цыганки, говоря вам что-то, что эмоционально вас затронет, — тогда вы оказываетесь на крючке... Так они добиваются, чтобы у вас возникли нужные им мысли, попали в ваше подсознание, и теперь вы с большой долей вероятности сами оправдаете свое поведение и сделаете то, чего они от вас захотят.

А теперь подумайте, в каком эмоциональном состоянии вы сейчас находитесь. Если вам хорошо и спокойно, значит, хорошо и спокойно вашему подсознанию, все процессы в организме работают нормально! Но если вы раздражительны и беспокойны, напряжены, значит, ваше подсознание чем-то встревожено. А если все это так взаимосвязано, значит, нашим подсознанием можно управлять не только через эмоции, но и через наши мышцы и дыхание?

Так вот, если вы сможете правильно подобрать язык для своего подсознания, то через настройку своих мыслей, через мышцы и дыхание вы сможете постепенно изменить программу в вашем подсознании. И вот тогда, учитывая, что подсознание управляет нашим поведением, вы сможете отказаться от вредной привычки, выработать у себя другой стереотип поведения и научиться чему-то новому! А главное — противостоять влиянию других на свое подсознание!

Большинство ученых, исследующих гипноз, признают, что обычные социальные и познавательные явления играют свою роль в этом феномене, но они считают также, что гипноз — нечто большее, чем простое действие воображения. Во-первых, загипнотизированные люди иногда выполняют то, что им внушает гипнотизер, даже когда думают, что никто за ними не наблюдает. А это свидетельствует о том, что дело не только в их желании быть «послушными». Во-вторых, многие из тех, кто практически занимается гипнозом, убеждены: отдельные явления характерны только для гипноза, и только специфическим состоянием состояния в гипнозе можно объяснить облегчение боли, исчезновение галлюцинаций.

Правда, скептики, в свою очередь, утверждают, что гипнотизеры создают вокруг себя своеобразную ауру мистики, так как от этого зависит их благополучие.

По мнению опытного исследователя проблем гипноза Эрнста Хилгарда, гипнотические явления обусловлены не только социальным воздействием, но и особым состоянием сознания, определяемым как диссоциация. Хил­гард считает, что диссоциация, имеющая место на сеансах гипноза, представляет собой более четкую форму повседневной диссоциации. Так, мы можем в четырна­дцатый раз читать сказку ребенку перед сном и одновременно обдумывать распорядок следующего дня. Если дантист во время приема воздействует на меня наркозом, а потом просит «шире открыть рот», то, пока мое сознательное Я обдумывает просьбу, мой рот раскрывается сам. «Повернитесь ко мне», — говорит дантист. И сразу же какая-то удивительная сила поворачивает мою голову. Немного попрактиковавшись, можно научиться читать и понимать содержание короткого рассказа и одновременно писать слова под диктовку, можно также напевать мелодию, слушая лекцию, или разговаривать, исполняя на пианино хорошо знакомое произведение. Таким образом, когда загипнотизированные пишут ответы на вопросы по одной теме и одновременно разговаривают или читают по другой, они всего лишь демонстрируют усиленную форму обычной познавательной диссоциации. Поэтому гипнологи считают, что современные исследователи понимают гипноз как субъективный гипнотический опыт, а не как уникальное состояние транса.

Открытие Хилгардом гипнотической диссоциации произошло в ходе любопытного эксперимента. Во время гипнотического сеанса в присутствии своих учеников Хилгард внушил подопытному, что он ничего не слышит, а затем начал демонстрировать студентам абсолютную глухоту человека, отсутствие у него какой-либо реакции на вопросы, насмешки и даже на резкие звуки. Один из студентов спросил Хилгарда, может ли этот человек слышать каким-либо другим органом тела, и ученый решил продемонстрировать отрицательный ответ на этот вопрос. Он тихо попросил участника эксперимента поднять указательный палец правой руки, если какой-либо орган его тела может слышать. И, к величайшему удивлению всех присутствующих — и испытуемого в том числе, — палец поднялся вверх. Когда к человеку снова вернулся слух, он сказал следующее: «Мне было скучно сидеть здесь... И вдруг я почувствовал, что мой палец поднялся. Объясните мне, что произошло». Этот случай ускорил дальнейшие исследования.

Как уже отмечалось, загипнотизированные чувствуют, по их словам, значительно меньшую боль, чем обычные люди, когда опускают руки в ледяную воду. Но когда их просят нажать на кнопку, если «какая-то часть тела ощущает боль», они всегда это делают. По мнению Хилгарда, это свидетельствует о том, что расщепленное сознание — скрытый наблюдатель — пассивно воспринимает все, что происходит. Эта теория расщепления сознания при гипнозе обнаруживает противоречие: то, о чем говорит «скрытый наблюдатель», не совпадает с тем, что хочет видеть экспериментатор. Но и это можно понять и объяснить: все мы обрабатываем одновременно очень много информации, не осознавая этого.

Нет сомнений в том, что социальный фактор играет в гипнозе важную роль. Таким образом, можем ли мы объединить две точки зрения на гипноз — социальное воздействие и расщепленное сознание? Ученые Джон Килстром и Кевин Мак-Конки считают, что между двумя подходами нет ни какого противоречия, а с их помощью можно создать «основательную теорию гипноза». А пока что, по их мнению, мы можем понимать гипноз и как обычное проявление социального поведения, и как расщепление сознания.

Интересные факты о расщеплении личности. Один из самых известных «хрестоматийных» случаев расщепления личности — история мисс Бьючемп. В этой девушке было четыре отдельных Я, совершенно отличных друг от друга — по состоянию здоровья, уровню знаний и характеру воспоминаний.

Доктор Мортон Принс, исследовавший этот феномен, отмечал, что третья личность мисс Бьючемп называла себя Салли и заявляла, что является духом. Она доминировала над остальными и умела их гипнотизировать, порой подвергая безжалостным мучениям.

Бывало, правда, что она просто «резвилась», подкладывая в коробку жаб или пауков, чтобы другая мисс Бьючемп, открыв такую коробку, просто зашлась в истерике — от испуга и полной неожиданности.

Впрочем, Салли могла выкинуть что-нибудь и покруче: уехать, например, последним ночным автобусом за город, выйти на последней остановке и оставить там первую Я мисс Бьючемп, которой после этого приходилось возвращаться в город пешком.

Особенно же Салли недолюбливала четвертую мисс Бьючемп, постоянно третируя ее всеми возможными способами.

Когда доктор Принс попытался применить сеансы гипноза, чтобы методом внушения интегрировать всех четырех особ в одну цельную личность, самой неподатливой из всех оказалась именно Салли: она продолжала твердить, что является духом, а потому ни с кем объединяться не может и останется независимой.

Доктору пришлось сменить тактику: он стал заниматься одной Салли — убеждать, увещевать, ублажать, уговаривать ее, чтобы она оставила в покое трех остальных. В конце концов это удалось: Салли покинула тело мисс Бьючемп, после чего три остальных ее Я благополучно «спаялись» воедино. Кстати, этому помог применявшийся врачом гипноз.

Другой удивительный и очень давний случай связан с именем Дорис Фишер. В ней было пять отдельных Я, известных как Истинная Дорис, Больная Дорис, Спящая Дорис, Маргарет и Спящая Маргарет.

Самой независимой была Маргарет. Она имела обыкновение что-нибудь украсть и подстроить все так, чтобы обвинение неизбежно пало на Истинную Дорис. Она прятала ее книги, могла надеть ее платье и прыгнуть в грязную вонючую речушку, она чесала тело до тех пор, пока не пойдет кровь, но боль при этом ощущала именно (и только!) Истинная Дорис.

Все это продолжалось годами. Лечивший девушку врач Уолтер Франклин Принс пришел к выводу, что это не совсем похоже на проекции подсознательного: скорее всего, тут замешана некая чуждая нефизическая сущность извне, которая захватила власть над собственным Я Дорис Фишер и от которой надо избавиться каким-то нестандартным способом.

Доктор обратился за помощью к Джеймсу Хислопу, тогдашнему профессору логики и этики при Колумбийском университете, изучавшему такие явления, как истерия, расщепление личности и т. п. В конце концов отчаявшиеся ученые были вынуждены прибегнуть к помощи медиума и все завершилось благополучно: Дорис Фишер стала монопольной владелицей собственного тела.

Не только народная молва, но и история психиатрии дает богатый материал для изучения этого феномена — множественности Я. В одной и той же физической оболочке, то есть в одном человеческом теле, сосуществуют два, три, пять и более ментальных двойников. Они могут «сожительствовать» годами, десятилетиями, а то и всю жизнь. Поочередно происходит «смена власти» и один из конкурентов как бы захватывает господство над телом — на несколько часов, дней, а то и месяцев.

Спустя какое-то время случается нечто вроде кратковременного обморока, который не всегда даже замечают, и человек вдруг становится совершенно другой личностью — с другим характером, иными интересами и привязанностями. Впрочем, зачастую он и не знает, что минуту назад был другим, то есть даже и не подозревает о существовании в себе нескольких двойников.

Одно Я может не ведать о том, каким образом в другое время ведет себя второе (или третье) Я и что оно вытворяет. Иногда, конечно, бывает и так, что по каким-то косвенным признакам, по рассказам родственников или знакомых один двойник догадывается или даже прекрасно осведомлен о других своих «соседях», но воспринимает их не как разные проявления своего же Я, а как отдельных, независимых людей: знает их имена, характер, привычки, симпатии и антипатии. Как мы уже видели на приведенных выше примерах, между собой такие ментальные двойники могут дружить, а могут быть настроены друг к другу недоброжелательно или даже враждебно.

Сама возможность сосуществования таких множественных Я есть твердо установленный факт, однако причина возникновения феномена все еще выясняется. Чтобы добраться до сути, мы должны научиться как бы «послойно» препарировать сознание, но этого, кажется, пока еще не умеет делать даже самый талантливый психиатр, так что остается только строить версии: то ли это особый род контактерства, то ли тут замешаны чужие души, то ли еще что.

Но что особенно интересно, так это различия, которые нередко наблюдаются в способностях (знаниях, умениях, навыках) сосуществующих в одном теле личностей: один из ментальных дойников может оказаться весьма одаренным в той области, где другой просто ничего не знает и не понимает. Невольно напрашивается аналогия с компьютером: в одной и той же «коробке» заложено несколько независимых программ, и вы можете использовать или менять каждую из них, не задевая другие. Подобным же образом внутри одного человека существует несколько индивидуумов, каждый из которых развивается по своей собственной отдельной программе.

За последние 80 лет описано более 150 случаев расщеп­ления личности, и всякий раз по этому поводу возникали споры между психологами и психиатрами с одной стороны и так называемыми спиритуалистами — с другой.

Спиритуалисты разного рода в таких случаях склонны говорить о вселении в тело чужой души (или душ) или об одержимости, притом в разные эпохи и у разных народов существовали самые разные методики и ритуалы для изгнания бесов, избавления от одержимости и т. п., порой довольно суровые и даже жестокие. Если бес, или дьявол, или нечистый дух уходить не желал, человека могли и убить.

Медики же считают, что расщепление личности — это психическое заболевание, при котором под влиянием эмоционального шока или иных причин гармоничное целое человеческого Я разбивается, подобно кристаллической структуре, на отдельные фрагменты, притом линия разлома проходит по самым уязвимым участкам психики. Таким уязвимым участком могут стать, например, нереализованные амбиции, долго подавляемые желания и т. п.

И тогда обычный человек, в котором вполне мирно уживались такие черты, как оптимизм и пессимизм, щедрость и эгоизм, любовь к природе и потребность в комфорте, превращается вдруг в конгломерат нескольких отдельных компонентов самого себя, каждый из которых не зависим от своего антагониста.

Любопытно и то, что вторая (или третья и т. д.) личность может довольно долго скрываться внутри человеческого Я и никак себя не проявлять, то есть пребывать как бы в латентном состоянии. Обнаруживается она совершенно неожиданно — в случае особого стечения обстоятельств, стресса, нервного шока и т. п.

Как бы то ни было, получается, что несколько разных личностей могут иметь не только один и тот же набор ДНК, но даже одно и то же тело! Почему же так разительно отличаются их нравственные характеристики, способности, симпатии и пр.? Означает ли это, что внутри одного тела уживается несколько разных душ? Где же, в таком случае, их обиталище?

Как нам отнестись к замысловатому эксперименту, проведенному в 1949 году доктором Робертом Тру? С помощью гипноза он заставил добровольцев снова пережить Рождество и свои дни рождения, когда им исполнилось 10, 7 лет и 4 года. У каждого из участников эксперимента он спрашивал, в какой день недели был этот праздник и их дни рождения. Без гипноза вероятность правильных ответов была бы такой: один ответ из семи. Как это ни удивительно, но загипнотизированные люди дали 82 % правильных ответов. Другим исследователям не удалось повторить результат эксперимента Тру. Когда доктор Мартин Орн спросил у доктора Тру, почему это так, тот ответил, что «Science», журнал, в котором была напечатана его статья, «подредактировал», то есть сократил ключевой вопрос, и он стал таким: «Какой это день?» А на самом деле доктор Тру задавал участникам эксперимента вопрос в таком виде: «Это понедельник? Это вторник?» и т. д., пока испытуемые не останавливали его словом «Да». Когда Орн спросил Тру, знал ли он сам правильный день недели, задавая вопросы, Тру ответил, что знал, но не понимает, почему Орн задает такой вопрос.

Понимаете ли вы сейчас, почему Роберт Тру достиг успеха в своем эксперименте? «Его эксперимент — чудесное подтверждение того, как гипнотизер может незаметно для людей воздействовать на их память (и вообще, как экспериментаторы могут внушать свои намерения). Если принять во внимание готовность, с которой загипнотизированный субъект желает исполнить все, что от него требуется, — пишет Орн, — то нужно лишь слегка изменить форму постановки вопроса (спросить: “Это среда?”), чтобы субъект ответил: “Да”».

И наконец, сокрушительный удар по результатам эксперимента доктора Тру был нанесен простым вопросом Мартина Орна, который он задал 10 детям в возрасте 4 лет: «Какой сегодня день?» Он был очень удивлен, когда никто из детей не ответил на этот вопрос. Оказывается, четырехлетние дети не знают дней недели, а если это так, то можно сделать вывод, что взрослые участники эксперимента Роберта Тру давали информацию, которую не должны были знать, когда им было 4 года.

гипноз

Похожие материалы:

© Все права защищены. Любое использование материалов с этого сайта только с письменного разрешения и с использованием работающей гиперссылки на сайт NewsTex - новости технологий и науки

Категория: Психология человека | Добавил: newstex (05.11.2017)
Просмотров: 10 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Форма входа

Новости техники и науки
Поиск
Друзья сайта
Rambler's Top100

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz