Техно
Вторник, 21.08.2018, 16:43
Приветствую Вас Гость | RSS
«Петропавловск», ставший «Маратом»
«Петропавловск», ставший «Маратом» - История - Гипотезы - Каталог статей - Техно - интересное в науке и техникеГлавная Каталог статейРегистрация«Петропавловск», ставший «Маратом» - История - статьи о науке, психологии, техники и технологияхВход«Петропавловск», ставший «Маратом»
Меню сайта

Категории каталога
Космос [12]
Земля [17]
История [29]
Непознанное [144]
Человек [29]
Новости
Наш опрос
Используете ли вы энергосберегающие технологии в повседневной жизни?
Всего ответов: 252
Главная » Статьи » Гипотезы » История [ Добавить статью ]

«Петропавловск», ставший «Маратом»






Роковой датой в истории линейного корабля «Марат», одного из знаменитых кораблей советского Военно-морского флота, стало 23 сентября 1941 года.

Двадцать седьмого августа 1911 года корабль под названием «Петропавловск» был спущен на воду и покинул Балтийский завод в декабре 1914-го. Экипаж судна участвовал в революции 1917 года. А в феврале 1921 года линкор оказался центром антибольшевистского мятежа в Кронштадте. Мятежников возглавил Петриченко, писарь «Петропавловска». Восстание сразу же подавили, и 31 марта того же года корабль получил новое революционное имя «Марат».

В первые мирные годы после гражданской войны корабль выходил в море нести боевую службу. Однако осенью 1928 года его решили модернизировать. Линкор стоял на ремонте два с половиной года. В ходе работ существенно уменьшили количество котлов энергетической установки, а на освободившемся пространстве обустроили погреба зенитной артиллерии, штурманский и артиллерийский посты, пост энергетики и живучести, радиоцентр и пост гидроакустики. Также отремонтировали главные турбины, переклепали наружную обшивку, сменили листы водонепроницаемых отсеков. С появлением новых надстроек и мачт изменился и сам облик судна. В апреле 1931 года обновленный «Марат» опять вошел в состав бригады линейных кораблей.

В предвоенной биографии линкора насчитывалось три важных события. Летом 1933 года, при выполнении учебной артиллерийской стрельбы главным калибром во второй башне возник пожар. Последовала команда на затопление ее погребов, что предотвратило взрыв боезапаса, но при этом погибло 68 человек. Как оказалось, причиной пожара стало преждевременное открытие орудийного замка после выстрела. Башня была введена в строй уже в октябре.

Позже, весной 1937 года, «Марат» отправился в Англию, чтобы принять участие в морском параде по случаю коронации Георга V. На обратном пути линкор заходил в порты Мемеля, Либавы и Таллина. Корабль активно участвовал и в боевых действиях в ходе советско-финской войны. В условиях сложной ледовой обстановки 19 декабря 1939 года судно умело обстреляло из своего главного калибра финскую батарею Сааремпя на острове Биоркэ.

К 1941 году «Марат» прошел свыше 75 000 морских миль и, благодаря регулярной модернизации вооружения и оборудования, имел довольно высокие тактико-технические характеристики. Его экипаж составлял 1286 человек. Капитальный ремонт линкора намеревались начать летом 1941 года, но помешала война.

Имя линкора «Марат» неразрывно связано с героической обороной Ленинграда. В день начала войны линкор находился на Большом Кронштадтском рейде. Уже в 14 часов 22 июня корабль в первый раз открыл огонь по врагу, обстреляв финский самолет-разведчик. На следующий день линкор сбил два вражеских самолета и, таким образом, первым на Балтике открыл боевой счет. Атаки авиации противника линкор отражал каждый день в течение следующих двух месяцев. 22 августа линкор перевели на новую огневую позицию, находившуюся в огражденной части Морского канала. Дальнобойные орудия главного калибра «Марата» стреляли по наступающим немецким войскам практически без остановки.

Четырнадцатого сентября в корабль впервые попал вражеский снаряд. Через два дня, во время артиллерийского обстрела, были выведены из строя сразу три зенитных орудия на носовой площадке. Эта потеря оказалась роковой для корабля, поскольку в тот же день, 16 сентября, линкор подвергся массированной атаке 27 пикирующих бомбардировщиков. Вражеские самолеты атаковали «Марат» с носа и кормы. Успех сопутствовал группе «юнкерсов», зашедших с носового угла. Главные отсеки и помещения линкора остались целыми, но пострадали салон кают-компании и несколько офицерских кают. Взрыв бомб также повредил кормовые зенитки, четвертую башню главного калибра и некоторые орудия. Всего погибло 25 человек. В этой экстремальной ситуации экипаж проявил немалый героизм. При отражении налета отличились командир зенитного дивизиона Сухарев, старшины батарей Беляков, Корбань, Котов. Метким огнем зенитчиков было сбито три «юнкерса».

После налета «Марат» снялся с якоря и перешел на Малый Кронштадтский рейд, продолжал активно обстреливать противника на южном берегу Финского залива. 18 сентября корабль отбуксировали в гавань Усть-Рогатка, чтобы провести текущий ремонт. Восстановительные работы велись в тяжелых условиях ежедневных налетов вражеской авиации, избравшей Кронштадт своей основной целью. «Марату» удалось отразить все атаки с воздуха, ни одна вражеская бомба так и не попала в цель.

Утро 23 сентября 1941 года выдалось довольно ясным. Видимость была замечательной, чем и воспользовались немецкие самолеты-разведчики. Они сфотографировали Кронштадт и корабли, стоящие в гавани и на рейде. С аэродрома Тирково, находящегося южнее Луги, в воздух поднялись пикирующие бомбардировщики «иммельман». Они нацелились на линкоры «Марат» и «Октябрьская революция», а также тяжелые крейсеры «Киров» и «Максим Горький». Некоторые «юнкерсы» несли противолинкорные бомбы. Примерно в одиннадцатом часу бомбардировщики достигли Петергофа, и по боевой тревоге весь экипаж «Марата» приготовился отражать воздушную атаку. Сначала шрапнелью из главного калибра был произведен выстрел по ближайшим самолетам. Снаряд разорвался с недолетом, а вражеские пикировщики, разделившись на две группы, направились к кораблям.

Невзирая на непрекращающийся огонь, нескольким бомбардировщикам удалось прорваться к линкорам.

В носовую часть «Марата» попала тысячекилограммовая бомба, вызвав детонацию боезапаса первой башни главного калибра. Сила взрыва была такова, что орудийную башню массой несколько десятков тонн подбросило в воздух, словно детскую игрушку. На командных пунктах и боевых постах героически погибли командир корабля капитан 2-го ранга Иванов, старший помощник капитана 3-го ранга Чуфистов и еще 324 человека экипажа. Командование линкором взял на себя капитан 3-го ранга Родичев.

Как боевая единица линейный корабль «Марат» прекратил свое существование. Носовая оконечность, вплоть до второй башни главного калибра, покоилась на дне. Большинство конструкций было буквально выдрано из корпуса. Оставшаяся неповрежденной часть корабля еле держалась на плаву с креном на правый борт. В результате взрыва котлы второго котельного отделения пробили водонепроницаемую переборку под второй башней, и несколько отсеков были затоплены. Давление пара опустилось до нуля, турбогенераторы перестали работать, и уже через несколько минут после взрыва «Марат» был обесточен.

В тяжелых условиях, при свете ручных фонарей экипаж корабля пытался бороться с затоплением, конопатя швы и ставя подпоры. Но эти попытки были напрасными: быстро распространяясь по корпусу, вода заливала отсек за отсеком на нижней палубе. Вскоре «Марат» сел кормовой частью на грунт, поскольку глубина в этом месте составляла 11 метров. Два часа продолжалась борьба за спасение линкора, после чего экипажу было приказано покинуть «Марат»: на корабле отключилось аварийное освещение. Остались только расчеты зенитных орудий, расположенных на четвертой башне главного калибра, — они удачно отбивали налеты вражеской авиации на Кронштадт.

К вечеру 23 сентября организовали подачу электроэнергии с берега, и часть команды, вернувшись, снова попыталась восстановить линкор. К сожалению, все усилия моряков были тщетны — утром 24 сентября «Марат» окончательно лег на грунт.

Когда к концу сентября немцы вплотную подошли к Ленинграду, было решено использовать «Марат» как грозную плавучую батарею — третья и четвертая башни главного калибра корабля практически не пострадали. Началась откачка воды, и вскоре «Марат» всплыл с дифферентом на нос и креном на правый борт. Через месяц кормовая часть линкора была частично осушена и отремонтирована, введены в строй оставшиеся башни главного калибра.

Уже 31 октября орудия «Марата» стали обстреливать немецкие позиции на южном побережье Финского залива. До конца года артиллерия уничтожила 18 и подавила 87 вражеских батарей, сбила шесть немецких стервятников. В условиях нехватки топлива работы по осушению и восстановлению второй башни главного калибра отложили до лета 1942 года.

После войны геройский «Марат» ожидала незавидная судьба. Восстанавливать его не стали. Переименованный еще в мае 1943-го опять в «Петропавловск», линкор 28 ноября 1950 года был переоборудован в несамоходное учебное артиллерийское судно. Оно получило название «Волхов». А в 1953 году линкор-герой и вовсе разобрали на металлолом.

Похожие материалы:

© Все права защищены. Любое использование материалов с этого сайта только с письменного разрешения и с использованием работающей гиперссылки на сайт NewsTex - новости технологий и науки

Категория: История | Добавил: newstex (27.07.2018)
Просмотров: 13 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *:


Форма входа

Новости техники и науки
Поиск
Друзья сайта
Rambler's Top100

Загадка:
создать левитирующую машину

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2018
Сайт управляется системой uCoz