Техно
Суббота, 15.05.2021, 17:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Трагедия «Курска»
Трагедия «Курска» - История - Гипотезы - Каталог статей - Техно - интересное в науке и техникеГлавная Каталог статейРегистрацияТрагедия «Курска» - История - статьи о науке, психологии, техники и технологияхВходТрагедия «Курска»
Меню сайта

Категории каталога
Космос [13]
Земля [17]
История [105]
Непознанное [162]
Человек [29]
Новости
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 294
Главная » Статьи » Гипотезы » История [ Добавить статью ]

Трагедия «Курска»




12 августа 2000 года в Баренцевом море в 90 километрах от берега на глубине 108 метров затонула атомная подводная лодка «Курск». Весь экипаж в количестве 118 человек погиб.

Официальная причина гибели лодки — самопроизвольный взрыв торпеды — устроила далеко не всех... Среди версий выдвигались самые разнообразные: от столкновения с иностранной субмариной до атаки подводного НЛО. В чем истина, мы, вероятно, уже не узнаем. Часть лодки, поднятая со дна, демонтирована, фрагменты первого отсека, оставленные под водой, взорваны. Официальное объяснение: для того, чтобы не мешали рыболовству...

Первоначальная судьба «Курска» складывалась вполне счастливо, может, даже слишком. Корабль оказался чуть ли не единственным счастливцем, который удалось достроить в середине девяностых годов, когда под автоген шли самые современные корабли. Именно «Курску» довелось после многолетнего отсутствия нашего флота на Средиземном море первому ворваться на его просторы и посеять настоящую панику в 6-м флоте США. Именно «Курск» должен был осенью того года вновь вернуться туда же в составе мощной эскадры и тем самым поставить победную точку в истории Российского флота XX века. Но этого уже не произошло...

Сейчас очевидцы вспоминают, что многие, очень многие считали этот корабль счастливым и завидовали тем, кто служил на нем. Да и сами члены экипажа по праву считали себя избранниками судьбы. Вспомним, однако, что еще римляне боялись называть себя везучими, говоря, что боги счастливцев не любят.

В казарме экипажа «Курска» на самом видном месте был помещен стенд «Координаты скорби», посвященный погибшему атомоходу «Комсомолец». Случайно ли? Вспомним давнюю истину: «Если слишком долго всматриваться в бездну, то бездна начинает всматриваться в тебя...»

Хроника трагедии

Подводная лодка «Курск» считалась российскими и западными специалистами одной из самых мощных и совершенных в мире. А двойной стальной корпус, по мнению специалистов, делал «Курск» практически непотопляемым.

По словам Виктора Рожкова, который был капитаном «Курска» в 1991—1997 годах, «Курск» мог выдержать даже прямое попадание торпеды. Конечно, какой-то ущерб лодке был бы нанесен, но она все равно смогла бы всплыть на поверхность.

10 августа 2000 года «Курск» присоединился к российскому Северному флоту в Баренцевом море и успешно выпустил крылатую ракету, находясь в состоянии погружения. На следующий день подводная лодка должна была провести имитацию атаки против остального Северного флота. «Атаку» ждали весь день, но она не состоялась. Контрольный выход на связь назначался на 23 часа. В означенное время «Курск» на связь не вышел... Начались поиски.

12 августа в 04:35 гидроакустической аппаратурой крейсера «Петр Великий» на глубине 108 метров обнаружена подлодка «Курск». В течение 13—14 августа российские спасательные отряды предприняли неудачные попытки пристыковаться к АПЛ. 16 августа к операции по спасению были привлечены иностранные специалисты, и 21 августа норвежские водолазы установили, что люк 9-го отсека заполнен водой. Только спустя два месяца, с 21 октября по 7 ноября, на поверхность были подняты тела 12 подводников. Затем подняли одну из частей подлодки.

Поскольку носовая часть лодки подверглась полному разрушению, было ясно, что почти все боеголовки торпед взо­рвались одновременно. А 26 июля 2001 года Генпрокуратура РФ объявила причины катастрофы: при подготовке к стрельбам в торпедном аппарате подлодки произошел взрыв из-за утечки перекиси водорода вследствие микротрещин в торпеде.

Однако наиболее популярной в России стала версия, что «Курск» столкнулся с американской подводной лодкой. Сейчас известно, что две субмарины ВМС США на самом деле находились в районе российских учений с целью сбора информации. Российские эксперты полагали, что в какой-то момент американская лодка-шпион потеряла след «Курска», а затем натолкнулась на него. Столкновение привело к сильному пожару в первом отсеке, а тот, в свою очередь, к взрыву боеголовок.

Американцы не раз отрицали свою причастность к катастрофе «Курска», хотя две подлодки проекта «Los Angeles» — «Memphis» и «Toledo» — действительно находились в районе учений Северного флота 12 августа 2000 года. А после катастрофы «Memphis» зашла в норвежский порт Берген на ремонт. Другая подлодка, «Toledo», вернулась в Соединенные Штаты с повреждениями. Но Минобороны США не позволило российской стороне осмотреть эти корабли, чтобы убедиться, что ни один из них не поврежден.

Не исключался, возможно, и случайный пуск с американской подлодки торпеды МК48, являющейся неядерным оружием, но имеющей наконечник с обедненным ураном, что позволяет ей проникать в металл. В этом случае «Курск» оказался более уязвимым, чем ожидалось: торпеда привела к двум внутренним взрывам, и самая совершенная из российских АПЛ легла на дно. Доказательством такой версии служит круглая дыра в фрагменте корпусе «Курска» с загнутыми внутрь краями. О фрагменте МК48 сообщила газета «Версия», после чего ФСБ сразу же провела обыск в редакции и заставила газету замолчать.

Впрочем, версий было предостаточно. Российские специалисты рассматривали различные причины, которые могли привести к подобному взрыву: случайное попадание торпеды с другого корабля, участвовавшего в учениях, терроризм, саботаж, мина времен Второй мировой войны и т. п.

«В общем, Москве и Вашингтону было что скрывать, но Путин и Клинтон все уладили. Никакая информация об этом никогда не просочится, потому что ‟Курск” был поднят на поверхность, но отсек, где произошел взрыв, был отрезан от корпуса. Аминь металлолому и 118 российским парням, агония которых потрясла мир», — писала итальянская газета «La Stampa».

Трагические совпадения

За двадцать лет до гибели «Курска», в 1980 году, знаменитая пророчица Ванга предсказала: «В конце века, в августе 1999 или 2000 года, Курск окажется под водой, и весь мир будет его оплакивать». В начале 1999 года по телевидению прошла передача о прогнозах болгарской ясновидицы. Озвучено было и это пророчество. Как нелепое. Куряне тоже восприняли это сообщение с юмором: как может оказаться под водой лесостепной город, из которого год скачи, а до большой воды не доедешь? Кто же знал, что плакать мир будет по морскому «тезке» Курска? И воды вокруг него будет столько, что всему Российскому флоту не расхлебать...

В умывальнике команды атомохода находилось большое зеркало. Буквально за несколько дней до последнего выхода «Курска» в море оно ни с того ни с сего треснуло. Тогда многие, глядя на него, подумали, что это не к добру.

Был в дивизии атомоходов, куда входил «Курск», и свой талисман, всеобщий любимец — пес по кличке Бриг. Каждую уходящую в море и возвращающуюся оттуда лодку Бриг всегда провожал и встречал на причале. «Курск» был первой лодкой, которую Бриг не проводил. За несколько дней до последнего выхода «Курска» пес был растерзан стаей бродячих собак. Подводники похоронили собаку на берегу бухты и пошли в море...

Еще одно трагическое совпадение. Катастрофа «Курска» произошла почти на том же месте, где в 1961 году погибла дизельная ракетная подводная лодка С-80. Причины катастрофы тогда были иные, но судьба экипажа такой же. Бо`льшая часть личного состава С-80, как и на «Курске», погибла в считаные минуты. Оставшиеся же в концевых отсеках боролись за жизнь еще несколько часов... Как и «Курск», лодка была найдена — правда, не за три часа, а спустя долгих семь лет. Еще через год она была поднята, а экипаж похоронен на берегу.

Предчувствие беды

«Курск» много раз бороздил просторы моря, и тот, последний выход в августе был самым заурядным. Однако почему-то именно перед этим последним его выходом целый вал недоб­рых предчувствий обрушился на членов экипажа и их семьи.

Вдова старшего лейтенанта Ерахтина Наташа вспоминает, что ее муж, уже выйдя за дверь, внезапно вернулся и долго молча смотрел на жену.

— Почему ты смотришь и молчишь? — спросила она.

— Просто хочу тебя запомнить, — ответил он.

Уходя, он впервые взял с собой фотографии дочери, сказав, что теперь они всегда будут с ним…

В семье капитан-лейтенанта Репникова первой беду почувствовала находившаяся за тысячи километров от места трагедии дочь Даша. Именно 12 августа, в день гибели отца, с ней случилась истерика. Казалось бы, беспричинная, и взрослые долго не могли понять, что произошло…

Старший мичман Козадеров, уже одеваясь на службу, показал супруге старый шрам на ноге и сказал:

— По этому шраму ты всегда сможешь меня опознать.

Слова мужа были настолько необычны, что жена их запомнила…

Кок корабля, старший мичман Беляев, по воспоминанию его жены, буквально за день до последнего выхода «Курска» вдруг ни с того ни с сего сказал:

— Ты бы знала, как не хочется погибать в море.

Тогда супруга не отнеслась серьезно к словам мужа — страшный смысл их дошел до не только несколько дней спустя...

Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, тот самый, что, находясь в девятом отсеке, сумел написать записку, которая потом помогла восстановить ход развития катастрофы, уходя в свой последний поход, почему-то оставил дома нательный крест, который ранее всегда был с ним…

Начальник штаба дивизии капитан 1-го ранга Владимир Багрянцев до последнего момента не знал, на какой из двух выходящих лодок он пойдет. Судьба все никак не могла определить, кому что достанется. Все решилось в самый последний момент. Кроме того, Владимир Багрянцев являлся автором популярного на Северном флоте тоста, в котором самым невероятным образом провидчески предугадал собственную смерть. Последнее четверостишие этого тоста звучит так:

Ну а если случится такое —
По отсекам пройдет ураган,
Навсегда экипаж успокоит.
И за них поднимут стакан!

Почему он написал именно об урагане? Совпадение или озарение?

Капризы судьбы

Поразительно, насколько судьба была милостива к одним членам экипажа «Курска» и жестока к другим. Боцман лодки старший мичман Мизяк был отпущен командиром на несколько дней, чтобы встретить возвращающуюся из летнего отпуска семью. Вместо него пошел в море его товарищ с соседнего корабля…

Мичмана Корнилова спасла, сама того не подозревая, мать. Незадолго до гибели «Курска» она попала в автокатастрофу и в тяжелом состоянии была доставлена в реанимацию. Сыну отбили телеграмму о несчастье, и Корнилов был отпущен по семейным обстоятельствам. Наверное, она стала одной из самых счастливых матерей на свете, ибо своими страданиями и муками подарила сыну второе рождение…

Капитан 2-го ранга Казодуб опоздал из отпуска к отходу лодки на два дня. Вернее, даже не опоздал, просто «Курску» на два дня перенесли время выхода. Это капитана 2-го ранга и спасло. Еще несколько человек остались живы только благодаря своим болезням, так как лежали в госпитале…

Последним, кому была дарована жизнь свыше, оказался химик лодки, мичман Несен. Он выполнял обязанности внештатного финансиста. Когда «Курск» уже готовился к выходу, командир корабля капитан 1-го ранга Геннадий Лячин вызвал мичмана наверх и приказал как можно скорее оставить корабль, чтобы за время выхода лодки он успел получить в финансовой части зарплату и по приходу «Курска» в базу раздал бы ее экипажу. Мичман едва успел сбежать на причал, когда уже убирали трап...

Отец капитан-лейтенанта Алексея Шевчука, офицер запаса, командовал одним из буксиров. Именно он 10 августа помогал выходить в последний поход «Курску». Если бы мог знать отец, что своими руками толкает сына навстречу гибели…

Отец капитан-лейтенанта Бориса Гелетина, капитан 1-го ранга Владимир Гелетин, как офицер штаба Северного флота лично планировал, разрабатывал и руководил учениями, в ходе которых погиб его сын. Мог ли он представить, что в очерченном им на карте учебном полигоне буквально через несколько дней найдет смерть его Борис?

Капитан 3-го ранга Мурат Байгарин в июле поступил учиться в академию. В Видяево вернулся, чтобы оформить документы и забрать семью. В море его попросили сходить коллеги, подстраховать молодого командира боевой части. Он согласился, ведь выход-то планировался всего на три дня...

Помощник флагманского механика дивизии капитан 2-го ранга Василий Исаенко не должен был идти в тот раз в море. Ему надо было сделать обширный отчет, а на берегу его постоянно отвлекали. И он решил выйти в море, чтобы там, уже не отвлекаясь, закончить работу. Исаенко прибыл на «Курск» перед самым его отходом...


АПЛ, курск

Похожие материалы:

© Все права защищены. Любое использование материалов с этого сайта только с письменного разрешения и с использованием работающей гиперссылки на сайт NewsTex - новости технологий и науки

Категория: История | Добавил: newstex (10.04.2021)
Просмотров: 14 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
avatar


Форма входа
Логин:
Пароль:
Новости техники и науки
Поиск
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2021