Техно
Суббота, 15.12.2018, 12:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Взлет и падение Петра Грищенко
Взлет и падение Петра Грищенко - История - Гипотезы - Каталог статей - Техно - интересное в науке и техникеГлавная Каталог статейРегистрацияВзлет и падение Петра Грищенко - История - статьи о науке, психологии, техники и технологияхВходВзлет и падение Петра Грищенко
Меню сайта

Категории каталога
Космос [12]
Земля [17]
История [100]
Непознанное [155]
Человек [29]
Новости
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 291
Главная » Статьи » Гипотезы » История [ Добавить статью ]

Взлет и падение Петра Грищенко





Когда-то его имя было на страницах всех газет, дружбой с ним гордились писатели и поэты. Легендарный истребитель кораблей вражеских сил Петр Грищенко был примером мужества, военной отваги и решительности на долгие годы. Адмиралы и Герои Советского Союза считали его своим учителем и наставником. Регулярно издавались его книги и научные трактаты. И вместе с тем начальство его не привечало –– ни почестей, ни наград, ни повышений по службе. Зато любила его флотская молодежь. Он так и ушел из жизни — забытый и непонятый, не совершив многого из того, что было задумано.

И сегодня подвиги Петра Грищенко окружены тайной. Эта странная секретность до сих пор занимает умы историков. Чем объяснить такое странное отношение к нему руководства? Ведь он был не только лучшим из подводных асов СССР, но и ее национальным героем.

Двадцать второго июня 1941 года подводный минзаг Л-3, носивший одновременно еще и более гордое название «Фрунзевец», встретил в Либаве. Первые грохочущие взрывы Великой Отечественной войны прошли на Западном фронте, и командир Л-3 капитан 3-го ранга Грищенко получил приказ о немедленном выходе в море.

К началу войны Петр Грищенко был уже командиром подводных лодок с большим опытом. Мальчишка из глухой черниговской деревни, окончивший высшее военно-морское училище, прошел годы службы на нескольких подводных лодках. За плечами было и обучение в военно-морской академии.

После боев близ Либавы Петр Грищенко должен был по заданию руководства выставить неподалеку от Мемеля минное заграждение. Задачу свою он выполнил превосходно. Прошло буквально несколько дней, и произошло два мощных взрыва, которые подорвали два немецких груженых транспорта. — «Эгерау» и «Хенни» (их названия стали известны уже после войны).

На обратном пути Л-3 атаковали фашистские противолодочные катера, пытавшиеся уничтожить субмарину глубинными бомбами, но Грищенко повел себя как опытный командир. Умелый маневр спас подлодку от катеров, которые продолжали впустую глушить тротилом косяки балтийской рыбы, но от подводной бомбардировки минзаг все же пострадал. От близких разрывов лопнул стяжной болт кормовых горизонтальных рулей. Лодка трижды внезапно уходила на глубину. Не оставалось ничего другого, как всплыть и в надводном положении выходить на малую глубину. Субмарина уцелела чудом. Однако было понятно, что до Риги минзагу не доплыть. События на фронте постоянно меняли расстановку сил, и, пока минзаг был на позиции, немцы захватили Либаву. Бои уже полным ходом шли на рижских улицах. Немного отдышаться подводникам удалось лишь в Таллинне. Но и последние сутки перед Таллинном тоже были тяжелыми. Советские сторожевые катера, приняв лодку за вражескую, чуть было не атаковали ее. А затем субмарине еще раз катастрофически не повезло — она прошла по своему же минному полю, о раскладке которого штаб Таллиннской базы забыл сообщить командиру Л-3. Чудом все обошлось!

Как только экипаж загрузил мины, «Фрунзевец» тотчас же вышел на вторую боевую ходку. Теперь курс подводной лодки лежал в самое логово врага — в Данцигскую бухту. Задачей Л-3 было выставить заграждения на пути противника, которого обнаружила разведка. Грищенко рисковал и жизнью команды, и своей. Но его расчет всегда поражал воображение дерзостью и тактическим гением командира, ведь немцы, протралив фарватер, были спокойны и уверенны в его полной безопасности!

В сентябре «Фрунзевец» снова отправился в боевой поход. Ситуация была повышенной трудности: немцы уже прорывались к Ленинграду, а у острова Эланд маячил их новенький линкор «Тирпиц», готовящий сокрушительный удар по надводным кораблям Балтийского флота, если те попытаются прорваться в Балтику. Этот поход был одним из самых трудных за все время войны и едва не закончился трагически. В бухте Сууркюля у острова Готланд субмарину неожиданно атаковали два фашистских торпедных катера. Однако подводники действовали решительно: открыли огонь сразу же, как только убедились, что катера не отвечают на позывные. Несколькими снарядами субмарина сбила главный катер.

Страшный 1941 год стал для Л-3 суровой боевой школой. Тогда командир Грищенко трижды совершал походы, уничтожив в результате четыре немецких судна. Но был ли этот результат важен? Безусловно — да, ведь каждый из потопленных транспортов с военными припасами по значению равнялся стрелковому полку. Взяв в расчет такое соотношение, можно с уверенностью утверждать, что за первый год войны Грищенко отправил на дно целую дивизию противника.

Зиму 1941—1942 годов, блокадное время, «Фрунзевец» простоял в Неве у набережной Ленинграда. В свой четвертый боевой поход Л-3 отбыла 9 августа 1942 года. Согласно боевому распоряжению, Грищенко должен был выставить на запад от острова Борнхольм минное заграждение, после этого начать торпедную охоту за вражескими суднами.

Первое потопление неприятельского транспорта торпедой произошло 18 августа. Днем Грищенко увидел в перископ большой караван. Выбрав самое крупное из суден, он атаковал его. Две выпущенные торпеды разнесли на куски пятнадцатитысячный танкер. А дальше привычное дело: яростная бомбежка сторожевых кораблей, часы томительного ожидания и отрыв от неприятеля.

Субмарина Грищенко прибыла на заданную позицию 25 августа и выставила минное заграждение. В тот же день она атаковала конвой из трех транспортов. Грищенко с такой точностью рассчитал свой маневр, что исхитрился залпом из четырех торпед поразить сразу два транспорта.

Еще несколько дней патрулирования — и на горизонте виднеется новый конвой. На этот раз это были восемь транспортов в сопровождении двух миноносцев. «Фрунзевец» немедленно начал маневры под перископом для выхода в атаку.

От толчка выброшенных смертоносных сигар субмарину едва не выбросило на поверхность. Когда Грищенко поднял перископ, эсминца на поверхности уже не было. Теперь настал черед самого крупного из транспортов. Четырехторпедный залп уничтожил цель в считаные секунды. Торпеды разорвали судно.

Девятого сентября «Фрунзевец» ошвартовался у пирса острова Лавенсари. Моряки сошли на берег со слезами счастья на глазах, потому что вернулись живыми. Радость возвращения была, впрочем, омрачена для Грищенко доносом его военкома. Военком Долматов доложил: «…Командир не всегда рационально использовал боезапас, например по конвою каравана противника выпущено сразу 4 торпеды». (Позднее такой способ атаки будет признан в советском флоте оптимальным.)

Отдых подводников был, разумеется, коротким — шла война. Визиты скоро закончились, и уже 27 октября 1942 года «Фрунзевец» вышел в свой очередной прорыв в Балтийское море. Уже при форсировании Финского залива «Фрунзевец» напоролся на мину. Раздался оглушительный взрыв прямо под субмариной. Каким-то чудом Л-3 избежала повреждений и благополучно продолжила свой путь.

Приказом наркома Кузнецова в феврале 1943 года П. Д. Грищенко был назначен старшим офицером отдела подводного плавания Балтийского флота, и в сентябре того же года переведен в разведотдел штаба флота, в котором он и пробыл до самого конца войны. До сих пор непонятно, кому понадобилось убрать героя-подводника с боевых позиций в то время. когда был острый дефицит командиров такого уровня, как Петр Грищенко. Командование флотом дорожило им как специалистом высокого уровня, асом подводной войны и в то же время приняло абсурдное решение: командир был снят с подводной лодки как раз накануне присвоения ей звания гвардейской. Бескозырки с георгиевскими лентами матросы «Фрунзевца» наденут в марте 1943 года, спустя несколько недель после ухода своего командира. На мостике гвардейского минзага теперь стоял капитан-лейтенант В. Коновалов, воспитанник Грищенко. Во время войны уже под его командованием, «Фрунзевец» потопил десять и повредил один транспорт врага. В. Коновалову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Только много лет спустя стало известно, что подводной лодкой, когда ею командовал Петр Грищенко, было уничтожено восемнадцать неприятельских кораблей и судов. А еще более шестидесяти пяти тысяч тонн вражеского груза отправлено на морское дно. Ни у кого из отечественных подводных асов Великой Отечественной войны не было такого результата во время их боевых выходов — он просто поражает воображение. Даже для немецких подводников он был недосягаем.

Но где же заслуженные награды за блистательную службу Грищенко? Ни наград, ни новых званий. Сразу же после войны начали активно вытеснять с действующего флота. Отстраненный от действующего флота, Петр Грищенко серьезно занялся наукой, анализировал тактику действий подводных лодок во Второй мировой войне и составил бесценные рекомендации для подводников нового поколения. Он защитил диссертацию и в течение многих лет преподавал в военно-морских училищах.

Любопытны документы, в разное время подписанные непосредственными начальниками Грищенко: «…1. Достоин выдвижения на должность начальника военно-морского училища. 2. Достоин присвоения звания контр-адмирала. 3. В целях справедливости… считаю необходимым возбудить ходатайство перед ГК ВМФ о представлении товарища Грищенко к званию Героя Советского Союза… Заместитель начальника ЛВИМУ имени адмирала С. О. Макарова капитан 1-го ранга Недоедаев…» Но эти попытки не увенчались успехом, и справедливость не была восстановлена. По подсчетам дотошных ветеранов, командира Грищенко представляли к званию Героя Советского Союза более десяти раз.

Перешел ли Грищенко дорогу кому-то из флота или стал жертвой зависти — остается лишь гадать.

Похожие материалы:

© Все права защищены. Любое использование материалов с этого сайта только с письменного разрешения и с использованием работающей гиперссылки на сайт NewsTex - новости технологий и науки

Категория: История | Добавил: newstex (21.11.2018)
Просмотров: 9 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *:


Форма входа

Новости техники и науки
Поиск
Друзья сайта
Rambler's Top100

Загадка:
создать левитирующую машину

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2018
Сайт управляется системой uCoz